Пользователи : 825
Статьи : 1724
Ссылки : 1
Просмотры материалов : 4035541

Голосуйте за наш сайт


PDF Печать
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 
(1 Проголосовало)

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

Основное направление работы педагога – психолога на первом курсе:

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ СУВОРОВЦЕВ К УСЛОВИЯМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА.

Адаптация (лат. adaptatio - приспособление) : приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами.

В психологическом аспекте адаптация рассматривается как вхождение в систему внутригрупповых отношений и приспособление к ним, выработку алгоритма поведения, который отражает систему ценностей и норм данного коллектива суворовцев.

Проблема адаптации суворовцев к повседневной деятельности и обучению в училище является одной из самых важных, так как затрагивает эмоциональное состояние ребенка, его психологическое благополучие. Поступив в училище, суворовец встречается со строгим, четко регламентированным распорядком дня, ограниченным контактом с родителями, новыми требованиями к поведению, постоянным контактом со сверстниками, новыми условиями быта, уставным стилем общения. Все эти изменения создают для него стрессовую ситуацию, от того, как ребенок адаптируется в училище, насколько успешно пройдут его первые месяцы и первый год в образовательном учреждении, зависит не только успешность его обучения, но и способность к дальнейшему социально-личностному развитию.

С целью оптимизации психоэмоционального фона педагогом-психологом роты проводятся: тренинги, психологические занятия, практикумы на повышение сплоченности суворовских взводов. Индивидуальная диагностическая, психокоррекционная и консультативная работа с суворовцами и их родителями.

Основное направление работы педагога – психолога на втором курсе:

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ.

Коммуникативная деятельность определяется как “взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата”.В качестве первейшего компонента в коммуникативную компетентность входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения и поведения, владение «техникой» общения (правилами вежливости и др.).

Коммуникативная компетенция - это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных условиях, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность.

В современном постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Человек должен уметь быстро ориентироваться в пространстве, быстро создать команду или войти в неё, то есть быть компетентным, прежде всего в плане общения.

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно активным, социально компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения. Поэтому уже в школе основной задачей становится воспитание разносторонне развитой, образованной и коммуникативно компетентной личности.

  1. Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией опирается на:

    • умение слушать и слышать друг друга;
    • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
    • умение представлять и сообщать в письменной и устной форме;
    • готовность спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;
    • умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
  2. Способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать действия предполагает:
    • понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной;
    • готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;
    • умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
    • умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

Основное направление деятельности педагога-психолога третьего курса:

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ СУВОРОВЦЕВ НА ЭТАПЕ ВЫБОРА ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ.

Вопросы мотивации поведения и деятельности имеют важное значение для успешной реализации обучения и воспитания суворовцев. За одним и тем же поступком могут стоять разные побудительные причины, и их распознавание имеет большое значение для планирования воспитательных и обучающих воздействий. Обучение и воспитание будут эффективными лишь тогда, когда правильно поняты потребности (внутренние побудительные причины поведения), мотивы и цели суворовцев.

Динамичность мотивационно-потребностной сферы обеспечивает возможность ее целенаправленного изменения, что, собственно говоря, является предпосылкой успешности воспитательных воздействий.

Для реализации данного направления педагогом-психологом роты запланировано:

  • проведение психодиагностики и социально-психологических исследований по определению: мотивов к достижению успеха, отношения к учению в средних классах, определение социально-психологических установок личности в мотивационно - потребностной сфере;
  • определение факторов, препятствующих развитию личности суворовцев, и оказание им различных видов психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной, консультативной);
  • консультирование сотрудников училища по вопросам развития суворовцев, практического применения психологических знаний для решения педагогических задач, повышения социально-психологической компетентности обучающихся, педагогических работников, родителей (законных представителей);
  • проведение занятий по повышению психологической культуры суворовцев, самопознанию, развитию личностного потенциала;
  • подготовка психолого-педагогических заключений и рекомендаций педагогическим сотрудникам училища, а также родителям (законным представителям) в проблемах личностного и социального развития суворовцев.

Основное направление работы педагога-психолога на четвертом курсе:

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА, СПОСОБНОСТИ К САМОРАЗВИТИЮ И ФОРМИРОВАНИЮ СИЛЬНЫХ СТОРОН ЛИЧНОСТИ СУВОРОВЦЕВ

Личностный потенциал определяется как системная организация индивидуально-психологических особенностей личности, лежащих в основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность смысловых ориентаций и эффективность деятельности на фоне давлений и изменяющихся внешних условий.

Развитие личностного потенциала – это процесс изменения психических функций личности под влиянием взаимодействия с другими людьми и при овладении ведущей деятельностью.

Поиск подростком своего места в обществе связан с развитием самосознания и постепенным овладением нормами и правилами социальной жизни, т. е. социализацией. Понимание себя самого, представление о своих знаниях и навыках, которые требуются в той или иной группе сверстников либо взрослых.

Способности к саморазвитию у подростков проявляются в повышении инициативности и активности, самостоятельности в поиске информации, в определении затруднений и необходимой помощи; внимательности и интереса к себе и окружающим; количестве «Я высказываний»; а также в разработке программы саморазвития; организации и проведении работы по саморазвитию; развитии навыков анализа, планирования и прогнозирования.

Для реализации данного направления педагогом-психологом роты запланировано:

  • проведение психодиагностики и социально-психологических исследований по определению: познавательных способностей, личностных качеств, мотивационно-познавательной сферы, ценностных ориентаций, межличностных отношений;
  • определение факторов, препятствующих развитию личности суворовцев и оказание им различных видов психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной, консультативной);
  • определение у суворовцев степени нарушений (умственных, физиологических, эмоциональных) в развитии, а также различного вида нарушений социального развития и проведение их психолого-педагогической коррекции;
  • подготовка психолого-педагогических заключений и рекомендаций педагогическим работникам училища, а также родителям (законным представителям) в проблемах личностного и социального развития суворовцев;
  • консультирование работников училища по вопросам развития обучающихся, практического применения психологии для решения педагогических задач, повышения социально-психологической компетентности обучающихся, педагогических работников, родителей (законных представителей);

    проведение занятий и других мероприятий по формированию психологической культуры суворовцев, самопознанию и способствующих развитию их личностного потенциала, способности к саморазвитию.

Основное направление работы педагога – психолога шестой роты 9 класса:

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СУВОРОВЦЕВ.

Цель: оказать подросткам психологическую помощь в определении их жизненных перспектив. Помочь в личностном и профессиональном самоопределении, в выборе дополнительного экзамена при сдаче государственной итоговой аттестации.

Профессиональное самоопределение осуществляется через профессиональную ориентацию, т.е. систему научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку суворовцев к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда.

Для реализации данного направления используются следующие методы:

  • профессиональная информация — ознакомление суворовцев с военно - профессиональной деятельностью, состоянием рынка труда, потребностями в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;
  • профессиональная консультация — оказание помощи подросткам в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, в соответствии с правилами приема в высшие военные учебные заведения;
  • профессиональный подбор — предоставление рекомендаций суворовцам о возможных направлениях военно - профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической диагностики;
  • психологическая поддержка — методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем.

Основное направление работы  педагога-психолога 6 курса (10 класса):
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СУВОРОВЦЕВ.

Цель: сохранение и укрепление психического здоровья участников образовательной среды, создание и поддержание благоприятных условий для всестороннего развития и социализации обучающихся,  содействие формированию у них социальных компетенций, необходимых для обучения в вузе и получения военной профессии.

Основные задачи:

- сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся, содействие их личностному, интеллектуальному, социальному развитию и самореализации;

оказание психологической помощи и поддержки обучающимся в овладении ими социальными, регулятивными и коммуникативными компетенциями, обеспечивающими им успешность в общении с окружающими, результативность в социальных практиках, в процессе сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими;

- развитие и укрепление мотивационно-ценностных отношений обучающихся в сфере здорового образа жизни;

- оказание психологической помощи и поддержки обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическому коллективу в выявлении особенностей психофизиологического развития воспитанников и преодолении психологических проблем обучения, воспитания и развития обучающихся;

- проведение мониторинговых исследований и выработка рекомендаций для повышения эффективности образовательного процесса, обеспечения безопасности и комфортности образовательной среды, решения проблем личностного и социального развития обучающихся;

- повышение психологической компетенции субъектов образовательного процесса, поддержание благоприятного психологического климата в коллективах;

- психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся,   диагностика и коррекция профессиональной пригодности выпускников к обучению в военных образовательных организациях с преимуществом выбора профильных вузов Сухопутных войск.


Основное направление работы педагога-психолога на седьмом курсе: ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ К УСЛОВИЯМ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В КОНКРЕТНОМ ВУЗЕ.

Критерием успешности выпускника в обществе взрослых является адекватное, «безболезненное» вхождение в новый для него мир, в котором он способен вырабатывать, принимать и реализовывать свои решения по вопросам обеспечения собственной жизнедеятельности в курсантском коллективе, прогнозировать последствия своих действий для себя и для других людей. Достижению этих целей способствует сформированная социальная компетентность.

Социальная компетентность это состояние равновесия между требованиями, предъявляемыми к юноше со стороны общества, среды, в которой он живет, к его возможностям. О компетенции можно говорить тогда, когда суворовец обладает достаточным количеством навыков и умений, чтобы справляться с обязанностями, которые на него накладывает повседневная жизнь.

Для реализации данного направления педагогом-психологом роты проводится углубленная диагностика по определению степени соответствия уровня сформированности профессионально-важных качеств у суворовцев к выбираемой ими специальности.

Также реализуются индивидуальные и групповые консультации по конкретным военно-учебным заведениям (интересующим суворовцев), условиям приема, требованиям и критериям поступления. Оказание психологической помощи суворовцам в подготовке к единому государственному экзамену.

Обновлено 05.10.2016 11:12